Преимущества покупки подержанного частного самолета

В то время как всегда хочется  иметь все новое и лучшее, покупка подержанного частного самолета может стать оптимальной инвестицией, особенно для компаний, которые хотят перейти на частную авиацию без промедлений, долгих накоплений и внушительных затрат.

 

Конечно, новые джеты – это прекрасно. Они очень экономичны, у них гораздо лучшая дальность полета, чем у бизнес-джетов предыдущего поколения, и по уровню шума они соответствуют самолетам «Главы 3» Международной конвенции о гражданской авиации. Тем не менее, с точки зрения фактических характеристик, многие из новых самолетов не лучше, а в некоторых случаях и вовсе отстают от старых лайнеров  Lear 24 (1964 года выпуска), Gulfstream IISP (1978 года выпуска) или Boeing 727-100 (1967 года выпуска).

 

Покупка подержанного частного самолета

Конечно, есть много веских причин для покупки нового бизнес-джета, и если вы можете себе позволить, то почему бы не купить лайнер, только что сошедший с конвейера? Причина, по которой старые самолеты приобретаются, обычно заключается в том, что покупатель не хочет выходить за рамки выделенного бюджета, и покупка позволяет новому собственнику сразу пользоваться джетом, не жертвуя при этом производительностью.

Эксперты сферы частной авиации утверждают, что старые самолеты (выпущенные примерно в 1980-х годах) столь же надежны и безопасны, и не требуют большего ухода, чем новые частные самолеты.

 

Рассмотрим разницу между Lear 24 эры 1960-х годов, Gulfstream II или Boeing 727 и относительно современной моделью Lear 31 1999 года, Gulfstream IVSP или Boeing BBJ. С точки зрения стиля и производительности разница намного меньше, чем между автомобилем 1968 года и моделью текущего года. Сфера частной авиации вместе с авиационным оборудованием больше напоминают стагнирующую отрасль. За последние 35 лет здесь не произошло критических изменений и революционных нововведений; кроме того,  самолеты построены настолько хорошо, что они просто не изнашиваются.

 

Тем не менее, летающие сегодня самолеты эпохи 1960-х годов в наши дни были бы бесполезны, если бы кто-то нашел способ удвоить скорость полета. Ценность более старых частных самолетов была бы настолько сильно уменьшена с наличием сверхзвуковых бизнес-джетов, что они бы устарели и были утилизированы на металлолом.

 

Новый частный самолет против старого

Единственное существенное различие между более старыми и новыми бизнес джетами связано с усовершенствованными, более тихими и более экономичными двигателями. Сегодня вы можете без пересадок перелететь из Северной Америки в Азию на борту BBJ, Bombardier Global Express или Gulfstream V, а также можете отправиться в Европу из большинства аэропортов США на частном самолете Challenger 604, Falcon 900EX или GIVSP.

 

Некоторые клиенты пересаживаются с Boeing 727  на новый BBJ, чтобы сэкономить на топливных остановках, перелетая, например, из Лос-Анджелеса в Европу. Кто-то отдает предпочтение новому GV, который дает владельцу или арендатору возможность непрерывно пролететь расстояние более 12 000 км. Конечно, все любят новые частные самолеты, и зачастую состоятельные клиенты могут себе позволить лучшее, что может предложить рынок деловой авиации. Однако придется дополнительно заплатить, чтобы сэкономить на лишних остановках для пополнения запасов топлива.

 

Величина затрат

Старые самолеты с аналогичными характеристиками могут стоить на порядок дешевле, нежели их более современные «конкуренты». Компромисс состоит в том, что старые самолеты сжигают больше топлива и не могут предложить широкий выбор моделей. Эксплуатационные издержки не сильно отличаются между новыми и старыми самолетами, но капитальные расходы являются существенным фактором. Если вы готовы к капитальным расходам в размере 7%, то разница между Lear 25 за $1 млн и Lear 31 за $6 млн, которые имеют одинаковый диапазон и производительность, такова, что вы могли бы заплатить за 580 часов работы Lear 25 (при эксплуатационных расходах $600/час) только из разницы в стоимости капитала.

 

Точно так же, если сравнить GII за 6 миллионов долларов с GIV-SP за 28 миллионов долларов, разница в ежегодных капитальных затратах (около 1 540 000 долларов) окупит более 1000 часов полетов GII. Такое же сравнение можно провести между Boeing 727 с корпоративной конфигурацией (стоимостью около 10 миллионов долларов) и BBJ за 43 миллиона долларов. Более старый бизнес джет вынудит вас совершить несколько дополнительных остановок для дозаправок, но высота полета, набор высоты, крейсерская скорость и надежность этого самолета, построенного более 30 лет назад, остаются эквивалентными. Опять же, купить новый частный самолет – это всегда лучше, конечно, если вы можете себе это позволить. Тем не менее вы можете значительно пополнить свой авиапарк, и вам не придется жертвовать производительностью, если вы решите купить б/у самолет.

Обновление подержанного частного самолета

Модернизация старого бизнес-джета часто является очень приемлемым вариантом для авиаперевозчиков. Плюсом является авионика EFIS (электронная пилотажная информационная система) на самолетах нового поколения, но вы можете позволить себе продублировать эту технологию лицевой панели на старых самолетах. Так, собственники Citation II 1978 года выпуска максимально модернизируют самолет, устанавливая EFIS, TCAS II (бортовая система предупреждения столкновений) и движущиеся карты. В лайнер  GIISP могут быть установлены 3 новых дальних навигатора, система авиасалона и TCAS. Это все удивительно доступные обновления, и они дают возможность работать на уровне, эквивалентном новому бизнес джету.

 

Было внедрено несколько успешных программ по реинжинирингу, которые внесли существенные улучшения в ряд старых бизнес-джетов. Реконструкция Honeywell (ранее Garrett / AlliedSignal) JetStar и ранней серии Hawker, а также обновленная программа Falcon 20, были очень успешными. Вложив 4,1 миллиона долларов, вы можете установить новые двигатели на Falcon 20 и почти удвоить дальность полета самолета. Honeywell в настоящее время работает над программой по переоснащению Falcon 50. Говорили об использовании турбовентиляторов других производителей для переоборудования старых GII и GIII, хотя этот проект может не получить сотрудничества с Gulfstream, поскольку Gulfstream продолжает эксплуатировать тот факт, что они используют только двигатели Rolls-Royce. Если бы вы устанавливали более современные, экономичные двигатели на старом GII или GIII, то по оптимистичным оценкам это обошлось бы вам в 10 миллионов долларов, но это дало бы вашему GII или GIII диапазон (дальность полета) и производительность GIV.

 

Несмотря на то, что все эти программы по доработке двигателя увеличивают дальность полета и специфику топлива, а также выводят лайнер на стадию 3 по уровню шума, вы вряд ли найдете более простой способ увеличить скорость частного самолета.

 

Одной из лучших программ модификации, доступных в настоящее время, является программа Blended Winglet от Aviation Partners для лайнеров GII и BBJ. Эти передовые технологии с широким стреловидным винглетом обеспечивают максимальное улучшение производительности без замены двигателей. В то время как модификации для улучшения аэродинамики обычно дают преимущество от 1 до 2%, винглеты Aviation Partners дают улучшение от 6 до 7%.

 

Новые глушители шума двигателей уровня II в настоящее время выходят как минимум на 3 старых бизнес-джетах. Две системы – Stage III Technologies и Really Quiet LLC – близки к сертификации для Gulfstream II и III, и есть новая система Stage III для 20-й серии Lear, которая стоит менее 150 000 долларов, но вы теряете реверсеры. Raisbeck Engineering разработала простой и эффективный набор глушителей Boeing 727, которые уже устанавливаются на корпоративной конфигурации 727-100.

 

Эксперты изучили программу по переоснащению 20-й серии Lears турбовентиляторами Williams FJ44 и замене резервуаров смешанными винглетами Aviation Partners. Вероятно, подобная модификация обойдется в 2 миллиона долларов, но во многих отношениях это даст вам почти новый частный самолет. Чтобы быть конкурентоспособным, это должен быть пилотный лайнер. Если снять концевые баки и заменить их винглетами, общая стабильность воздушного судна увеличится, и у вас будет хороший шанс получить сертификат одноместного лайнера.

 

Обновление интерьера старого самолета может привести к тому, что он будет выглядеть как новый, и даст возможность выиграть при перепродаже. Вложив от 50 000 до 80 000 долларов, вы сможете сделать хороший ремонт на старом Lear. Салон GII может быть красиво переделан за 300 000 долларов, а за 500 000 долларов вы можете сделать его как новый.

Надежность и обслуживание

Эксперты находят очень мало различий в надежности и стоимости обслуживания старых самолетов по сравнению с новыми моделями. Планеры использованных бизнес-джетов построены настолько хорошо, что, если их правильно обслуживать и не допускать коррозии, их можно эксплуатировать практически вечно. Многие авиалайнеры, летающие сегодня, имеют летный диапазон 70 000–80 000 часов, и должным образом обслуживаемые планеры будут работать так же долго. Если вы следуете графику обслуживания, то частный самолет не постареет – с возрастом он станет только лучше.

 

При покупке старого самолета необходима тщательная предварительная проверка. Собираясь купить подержанный джет, вы должны быть намного более осторожны, анализируя записи о техобслуживании. Необходимо убедиться, что самолет обслуживался по заводской или эквивалентной программе.

 

С точки зрения безопасности, эксперты сходятся во мнении, что нет существенной разницы между старым и новым бизнес джетом. Смысл любой полетной операции состоит в том, что пилоты должны быть начеку, чтобы избежать работы на «авось». Всякий раз, когда пилоты привыкают работать на определенной модели самолета, будь то более старая или более новая модель, они могут начать чувствовать себя как дома. Частные самолеты, хотя они и являются чрезвычайно надежными, все же требуют тщательных процедур обслуживания и систем мониторинга.

 

Резюме

Покупка и эксплуатация более старого бизнес-джета может стать огромным преимуществом с точки зрения инвестиций. В современном мире высоких технологий редко можно купить 35-летний механизм и получить эквивалентный уровень производительности и надежности, как у новой техники, которая в 5-8 раз дороже. Однако с модернизированным самолетом это возможно.

 

Стоимость подержанных частных самолетов недавно выросла. Вы больше не сможете купить Lear 24 за 300 000 долларов или хороший GII за 2,5 миллиона долларов. В наши дни ценник на Lear 24, Lear 25 и GII приближается к 600 000, $1 млн и $6 млн соответственно. При этом эксперты сходятся во мнении, что цены на старые бизнес-джеты в настоящее время выровнялись.

Благодаря различным программам модернизации, представленным на рынке, в том числе глушителям шума двигателей 3 поколения, аэродинамическим улучшениям и вариантам переоснащения, нынешние старые самолеты не выработают эксплуатационный и экономический срок службы еще много лет. Так, на Lear 24 можно будет летать еще около десятка лет, а КАП крыла Aviation Partners, оборудованные IISP, будут эксплуатироваться еще 20 лет.

 

В большинстве случаев старые самолеты просто продолжат улучшаться. Единственное, что сделает их морально устаревшими, – это существенные улучшения производительности и скорости, которые будут внедрены новым поколением практически сверхзвуковых бизнес джетов. Современная сфера частной авиации проработала 40 лет на уровнях производительности бизнес-джетов, которые Билл Лир представил в начале 60-х годов. Тем не менее, однажды – и по прогнозам специалистов, лет через 10-15 – частная авиация полностью переключится на сверхзвуковые лайнеры.

 

Шошина Ольга